Заикание у детей

natulya

Заикание является нарушением темпа, ритма и плавности речи, которое вызывается судорогами в разных частях речевого аппарата.

При заикании у ребенка в его речи наблюдаются вынужденные остановки или повторение отдельных звуков, слогов. Заикание зачастую возникает у деток в возрасте от 2 до 5 лет.

Причины заикания

Причины заикания условно делятся на две группы: первая - предрасполагающие «почву», вторая - производящие «толчки».

Часто можно наблюдать картину – бабушка ведет по улице внука, который как ей кажется провинился и ругает его при этом: «Ах ты, негодяй, не нужен нам такой ребенок, вот сейчас до угла дойдем – там страшный дядька с мешком выскочит и тебя заберет». Малыш синеет от страха, а бабушка все продолжает. Видно, что система эта давно отлажена и очень часто применяется. Потом ребенок внезапно пугается, например, лая собаки, и та же бабуля делает ее ответственной за заикание ребенка.

К предрасполагающим факторам относят:

невропатическую отягощенность родителей;

невропатические особенности заикающегося ребенка (ночные страхи, повышенная раздражительность, энурез, эмоциональная напряженность); конституционная предрасположенность;

наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата, которая иногда передается по наследству).

поражение головного мозга в разные периоды развития под влиянием различных вредных факторов: внутриутробные травмы, родовые травмы, асфиксия; постнатальные факторы - инфекционные, травматические нарушения, обменно-трофические нарушения при всевозможных детских заболеваниях.

К производящим причинам относят физиологические, психологические и социальные:
физиологические причины: различные физические заболевания имеющие энцефалитические последствия; травмы - внутриутробные, родовые, часто с асфиксией, сотрясение мозга; нарушения мозга органического характера, при которых повреждаются подкорковые механизмы, отвечающие за регуляцию движения; истощение и переутомление нервной системы вследствие интоксикаций и прочих заболеваний, которые ослабляют центральные аппараты речи - это корь, тиф, глисты, рахит, коклюш; болезни носа, глотки, гортани;

К психическим и социальным причинам относят:

кратковременную - одномоментную – психическую травму (испуг, страх); длительно-действующую психическую травму - неправильное воспитание: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; разные хронические конфликтные переживания, отрицательные эмоции длительного характера в виде устойчивых психических напряжений и неразрешенных, постоянных конфликтных ситуаций;

острую тяжелую психическую травму, сильные, неожиданно появляющиеся потрясения, которые вызывают острую аффективную реакцию: ужас, чрезмерную радость;

неправильное формирование речи в детском возрасте: скороговорение, речь на вдохе, нарушения звукопроизношения, слишком быстрая и нервная речь родителей; перегрузка маленьких детей речевым материалом;

полиглоссия: овладение в раннем возрасте одновременно разными языками, что вызывает заикание чаще всего только на одном из них;

Подражание заикающимся. Существует две формы подобной психической индукции: первая – пассивная, когда ребенок непроизвольно заикается, слыша речь заикающегося человека; вторая – активная, когда малыш осознанно копирует речь заикающегося человека;

Переучивание леворукости. Частые или постоянные напоминания о смене руки могут дезорганизовать нервную деятельность ребенка, доведя его до невротического и психопатического состояния, сопровождающегося заиканием;

неправильное отношение к малышу учителя: чрезмерная строгость, суровость и неумение расположить ученика – это также может стать толчком для появления заикания у ребенка.

Первые признаки заикания

- Ребенок внезапно замолкает, отказываясь говорить (Это может продолжаться от двух часов до суток, после чего малыш снова начинает говорить, но заикаясь. Если вовремя обратиться к специалисту, пока заикание не возникло или не закрепилось, то его можно предотвратить.);
- Употребление перед некоторыми словами лишних звуков (а, и);
- Повторение слогов или целых слов;
- Остановки в середине слова или фразы;
- Затруднения в речи перед ее началом.

На приеме у логопеда

При обследовании заикающегося ребенка оцениваются ведущие моменты дородового периода: возраст мамы, нервно-психическое здоровье и болезни родителей, течение беременности.

Беседуя с родителями врач уточняет сведения о речевом развитии их ребенка: когда он произнес первые звуки, залепетал, сказал первые слова, фразы, какой темп речи использует, не проявлял ли особенностей поведения во время речевого общения с окружающими. Врачу важно узнать также о речевом окружении ребенка (нет ли в нем заикающихся, не говорят ли очень быстро родители или родственники ребенка).

Изучается вопрос воспитания ребенка в семье: как к нему относятся взрослые (не заласкивают ли, потакают капризам или, наоборот, не обращаются ли резкого, регулярно применяя физические наказания, запугивания); помогают ли в формировании у ребенка правильной речи (не перегружают ли заучиванием сложных текстов) или, наоборот, вообще не занимаются развитием правильного произношения малыша и т. д.

Врач узнает, когда возникло заикание и появились его первые признаки? Как оно выражалось внешне? Какие причины возникновения заикания выдвигают родители? Как проявляется заикание в зависимости от обстановки, окружающих людей, разного вида деятельности? Как ребенок говорит, когда находится один? Как ребенок относится к своему речевому недостатку (замечает или нет, безразличен, сильно переживает, стыдится и скрывает, боится говорить и т. д.)?

После уточнения сведений о заикающемся ребенке, истории возникновения заикания и особенностей протекания заикания обследуется речь и внеречевые процессы, оказывающие непосредственное влияние на речевую деятельность.

Иследуется общительность, моторика, подражательность, импрессивность и экспрессивность речи, игровая, учебная, производственная деятельности, личностные особенности заикающегося. Чтобы исследовать речь ребенка используются картинки, книги со стихами и сказками, подбираются игрушки.

Задачи речевого обследования заключаются в определении:
- места возникновения и формы речевых судорог;
- частоты их проявлений и сохранных речевых возможностей заикающегося;
- сопутствующих нарушений речи; двигательных нарушений;
- отношения заикающегося к имеющемуся у него речевому дефекту; наличия психологических особенностей.

Самым благоприятным возрастом для лечения заикания являются - 2 - 4 года. Наименее благоприятный возраст - 10 - 16 лет, когда у ребенка обострена психическая ранимость, уже имеется стремление к свободе и самостоятельности, появляется нелюдимость и другие отрицательные качества.

Если ваш ребенок заикается

Из-за того, что у заикающихся деток ослаблена нервная система, они нуждаются в индивидуальном подходе, спокойной обстановке в семье, правильном общем и речевом режиме.

- Нельзя читать ребенку много книг, которые не соответствуют его возрасту. Вредно чтение ребенку на ночь страшные сказки.

- Не стоит разрешать ребенку часто и долго смотреть телевизор. Это утомляет малыша и перевозбуждает. Особенно отрицательно на ребенка действуют передачи, которые не соответствуют возрасту и просматриваются перед сном.

- Нельзя сильно баловать ребенка, исполняя любые его прихоти. Предъявляйте ребенку требования, соответствующие его возрасту.

- Не перегружайте малыша большим количеством впечатлений (одновременным просмотром кино, чтением книг, просмотром телепередач и т.д.) во время выздоровления после заболевания. Не соблюдая режим и требования правильного воспитания, вы можете легко вернуться к проблеме заикания, с которой казалось бы уже справились.
- Не запугивайте ребенка, не наказывайте, оставляя его одного в помещении, особенно в темном или плохо освещенном. Наказанием может стать спокойное сидение на стуле, лишение права участвовать в любимой игре и т.д.

- Говорить с ребенком следует четко, плавно (не отрывая слова друг от друга), не торопясь, но при этом и не говоря по слогам или нараспев.

- Будьте всегда одинаково ровными и требовательными к ребенку. Следует сблизить вашего малыша с наиболее уравновешенными и хорошо говорящими детьми, которым он сможет подражать и учиться говорить выразительно и плавно. Не играйте в игры, требующие индивидуальных речевых выступлений. В то же время обязательно участвуйте в хороводных играх.

- Заикающегося ребенка нельзя спрашивать первым на уроках. Лучше спросить сначала кого-то кто хорошо ответит.

- Заикающимся детям очень нужны занятия музыкой и танцами, способствующие развитию правильного речевого дыхания и чувству темпа, ритма.

Заикающегося ребенка следует постоянно показывать ведущему его логопеду и психоневрологу.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

543221
Обсуждение Опроса

А ваш ребенок одарен?Дальше

Считаете ли вы своего ребенка одаренным?
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии
  1. Александр   17:25 · 20 апреля 2015  

    А я знаю как по настоящему избавиться от заикания в любом возрасте. Этому поспособствовала методика Снежко + занятия по психотерапии. 3 дня на то чтобы стать экспертом в речи и ещё 2 недели чтобы специальными упражнениями довести полученный навык свободного произношения в любой ситуации, — класс!! Знания , которые я получил на этих занятиях , — дороже золота. Речь же вообще бесценна, это развитие и на работе и в личной жизни. Главное всё понять, применив эти необыкновенно лёгкие и ранее не известные ощущения читовыдуваемости собственных звуков, слов, предложений… Цена правда у него не маленькая, но есть разумный выход. Реально раз и навсегда решил для себя эту проблему. Кроме того, полностью разобрался в инструментах для решения этой проблемы и провожу аналогичные индивидуальные психофизические занятия с получением отличного результата. Лично в Москве и по скайпу. Концепцию методики высылаю по запросу.По методике нельзя самостоятельно устранить заикание. Информация дается в ознакомительных целях и может помочь вам ознакомиться с концепцией предлагаемых знаний. Для тех кто хотел подробности …вот они, пожалуйста. Теперь, ознакомившись с идеей этой методики,вам, возможно будет легче сделать выбор в пользу работе по той или иной методике с целью устранения заикания. Можете легко сделать выбор, например, в пользу методики Арутюнян, если вам нравится идея координации пальцев рук с речью.Можете спокойно пробовать заниматься у логопедов, если вам нравится идея пить успокоительные таблетки Фенибут и работать над силой грудного голоса и плавностью речи. Пожалуйста. Это ваш выбор и вам самим отвечать за него. Я лишь могу со своей стороны порекомендовать то, что когда то помогло мне. От себя добавлю что только комплексные многочасовые психо-физические занятия с постоянной экспертной обратной связью могут помочь вам устранить заикание. А эталоном результата,как мне кажется, должны являться собственные ощущения ученика во время речи,чувство уверенности.
    Да, кстати, это не волшебная таблетка и чуда здесь ожидать не надо! Результат от выполнении методики, как и от любого другого процесса в жизни , будет в конечном итоге зависеть от усилий самого (!) заикающегося . От того, как он сможет не превращать элементарны запинки, возникающие при его речи, в серьёзные ошибки работы речевого аппарата. Правильно сказать что успеха добьются здесь лишь те, кто будет первое время всегда сконцентрирован на собственной в речи. Это элементарно и на занятиях этому обучаю. Далее ни какой концентрации не требуется, речь делается уже по привычному для неё правильному алгоритму.
    Провожу первичную точную экспертную диагностику проблемы и консультацию бесплатно по скайпу etalon.pro

  2. татьяна   11:49 · 6 февраля 2012  

    Если ребенок начал заикаться еще не значит, что это патология. Вот у меня сын начал заикаться и причем чем больше проходило времени тем сильнее он заикался, обратились к неврологу оказалось, что это из за гиперактивности прошли курс лечения и все прошло.

  3. roleri   23:52 · 4 февраля 2012  

    Заикание у детей — это серьезная проблема, решением которой нужно заниматься в раннем возрасте, а не надеяться на то, что ребенок «перерастет».

  4. Татьяна   07:53 · 1 февраля 2012  

    Замечательная статья! Причины, факторы, признаки и советы по реабилитации разложены по полочкам и описаны понятным языком. Спасибо! Теперь я знаю, как объяснить своим родителям, почему мы против того, чтобы они заставляли нашу дочь писать правой рукой, когда ей удобнее это делать левой.

Написать комментарий

Ваш E-mail не публикуется.

Можно использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>





Задайте вопрос

Ваш вопрос будет опубликован на сайте в разделе «Нас спрашивают». Когда на вопрос поступит ответ вы получите уведомление по электронной почте.

В дальнейшем, если вы захотите задать уточняющий вопрос или ответить нашему педиатру, вы сможете оставить комментарий к соотвествующей записи на сайте.

Ваш вопрос кратко, в нескольких словах

Ваш вопрос в подробностях

Кот и Кит. Войти на сайт

  

Регистрация на сайте

На этот E-mail вам будет выслан пароль

Введите секретный код

  

Напомнить пароль

E-mail, который вы использовали при регистрации на сайте