Воображение дошкольника

aurum

Воображение дошкольника базируется на видоизмененных образах памяти и различается по степени своей активности. Самый низкий уровень проявляется в сновидениях. Более активным является воображение в грезах. Еще более активная степень обнаруживается при просмотре картинок, чтении, прослушивании сказок и музыки. В такие моменты воображение дошкольника носит воссоздающий характер: на основе поданного в определенной форме описания ребенок создает образы.

Высшей степенью активности обладает творческое воображение, которое предполагает создание совершенно новых и оригинальных образов, которые ребенок никогда не мог видеть в реальной жизни. Наиболее употребляемыми приёмами творческого воображения являются:

агглютинация (“склеивание”) – избушка на курьих ножках, русалка;

акцентирование (непропорциональное выделение определенного элемента образа или его качеств) – Дюймовочка, мальчик-с-пальчик.

Конечно же, детям эти приемы неизвестны, однако они активно их используют, придумывая героев для своих рисунков, стишков или сказок. Часто дошкольники неосознанно заимствуют определенные приемы из тех художественных произведений, с которыми их познакомили взрослые.

Больше всего детское воображение развивается в игре. Взаимодействуя с реальными предметами, ребенок начинает придумывать нереальные ситуации. Например, малыш скачет верхом на палке и представляет, что он – всадник, а палочка – лошадь. Со временем из игры воображение переходит с другие сферы деятельности дошкольника – рисование, стишки и сказки.

Если у младших дошкольников воображение носит непроизвольный характер, то к 5-6 годам дети начинают планировать свою продуктивную и игровую деятельность, т.е. воображение становится произвольным. Пример: ребенок придумывает игровых персонажей и распределяет роли среди других участников игры. Игра в рамках первоначального замысла может продолжаться достаточно долго и даже обогащаться новыми игровыми деталями.

В полной мере произвольное воображение проявляет себя в старшем дошкольном возрасте. Это может быть рисование, лепка или конструирование. Если младшие дошкольники сначала начинают рисовать, лепить или строить и только потом придумывают, что они хотели бы сделать, то дети постарше поступают наоборот – сначала придумывают образ поделки, затем находят необходимые материалы и приступают к работе.

Старшие дошкольники умеют не только создавать вымышленных персонажей, но также поселять их в собственном внутреннем мире. Воображаемые друзья разнообразят повседневную жизнь ребенка - с ними он общается и играет в игры. Они скрашивают одиночество, помогают справляться со страхами и поддерживают, если ребенок чувствует себя в чем-то неуверенно. Исследования показали, что не менее 65% дошкольников выдумывают себе друзей. В их числе достаточно общительные дети, у которых и в реальной жизни есть много друзей среди сверстников. Отсюда можно сделать вывод, что воображаемые друзья помогают детям тренироваться в общении и приобретать различные социальные навыки.

Тем не менее, родителям этот процесс следует держать под контролем, поскольку слишком сильная подмена действительности собственным внутренним миром может привести к искажениям в детской психике (аутизму).

Приемы развития воображения дошкольника могут быть самыми разными. Например, Леонардо да Винчи предлагал рассматривать трещины стен, облака и пятна и искать в увиденном сходства с окружающими предметами. Джанни Родари советовал родителям предлагать ребенку необычно соседствующие пары слов для придумывания сказочных историй – трава - сосульки, Золушка - пароход и т.п.

Полезными для развития воображения дошкольника будут также следующие упражнения:

• Попросите ребенка нарисовать самый необычный домик, инопланетное животное или доброго волшебника в детстве;

• Назовите ребенку известную ему сказку и попросите рассказать её “наоборот”;

• Назовите ребенку 2-х или более персонажей из известных ему сказок и попросите придумать историю с их участием;

• Придумывайте вместе с ребенком собственные сказки – по очереди и по кусочкам;

• Пусть ваш ребенок представит себя крадущимся в джунглях тигром или парящим в небесах орлом. А теперь пусть изобразит их в движении.

В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

543221

Как ваш ребенок обращается к вам?
Загрузка ... Загрузка ...

Написать комментарий

Ваш E-mail не публикуется.

Можно использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>





Задайте вопрос

Ваш вопрос будет опубликован на сайте в разделе «Нас спрашивают». Когда на вопрос поступит ответ вы получите уведомление по электронной почте.

В дальнейшем, если вы захотите задать уточняющий вопрос или ответить нашему педиатру, вы сможете оставить комментарий к соотвествующей записи на сайте.

Ваш вопрос кратко, в нескольких словах

Ваш вопрос в подробностях

Кот и Кит. Войти на сайт

  

Регистрация на сайте

На этот E-mail вам будет выслан пароль

Введите секретный код

  

Напомнить пароль

E-mail, который вы использовали при регистрации на сайте