«Всезнайка, умник, зубрила, ботаник..» — такими обидными эпитетами одноклассники «награждают» каждого успевающего школьника. Как живется детям-отличникам? Какие трудности может испытать малыш, став взрослым?
Таким детям очень сложно справляться с неудачами или с ситуациями, которые могут разрешиться поражением. Они не рискуют браться за дело без уверенности на все 100%! Детям, у которых практически нет опыта поражений и неудач, будет нелегко справляться с жизненными ситуациями, будучи взрослыми. Мысли о том, что можно «опозориться» и совершить ошибку, каждый раз будут вводить горе-отличника в ступор. Отсюда — постоянная тревога, стресс, сомнения, неуверенность в себе и повышенная самооценка. Если ребенок считает себя интеллектуально развитым, то окружающие его сверстники должны соответствовать «заявленным требованиям». Вот почему таким «умникам» и «умницам» тяжело найти друзей, да и большая часть времени тратиться на нужные и полезные соискания «пищи для ума».
А родители — тоже хороши! Постоянные напоминания о том, что от школьных оценок зависит будущее: карьера, успех и авторитет. Неусыпный родительский контроль может спровоцировать у малыша тревогу, замкнутость и опасение за то, что возложенная на него миссия «отличника» с треском провалится. Апатия, депрессия — вот незначительный перечень того, что может ожидать вашего ребенка в недалеком будущем. Как помочь крохе справиться с предстоящими сложностями, если он отличник? Итак, советы для молодых родителей:
• Не требуйте от малыша «круглых» пятерок по всем предметам! Из длинного списка выделите лишь те дисциплины, которые вызывают у ребенка наибольший интерес.
• Принимайте свое чадо таким, какое оно есть! Если ребенок немного не успевает по некоторым предметам, то не упрекайте, а постарайтесь его успокоить. Покажите ребенку свою любовь и дружеское участие.
• Встречая ребенка из школы, поинтересуйтесь о том, как прошла его «рабочая» половина дня, а лишь затем — какие оценки он получил.
• Если ребенок сильно переживает из-за плохой оценки, поинтересуйтесь, возможно, причиной этому стало задание повышенной сложности или нехватка времени. Поддержите малыша и постарайтесь вселить уверенность о том, что в следующий раз он обязательно справится с заданием.
• Не выражайте свое постоянное недовольство отметками малыша на первых порах после посещения школы — адаптация может пройти тяжелее, вызвать тревожность и привести к страху.
• Внушите ребенку, что в школу ходят не за «пятерками», а для того, чтобы учиться. Будут ошибки и неудачи, но главное — это терпение и труд.
• Не ставьте ребенку главную цель — получение «пятерок», которыми будут восхищаться все домочадцы и испытывать зависть одноклассники. Такая установка способна нанести психологическую травму малышу и может создать комплекс неуверенности.
• Хвалите кроху за старания, покажите, что вам важны его усилия и желание учиться.
• Никогда не сравнивайте малыша с другими детьми и не проводите параллель. Каждый ребенок — индивидуален!
• Помогайте ребенку тогда, когда это необходимо. Объясните то, что вызвало трудности в усвоении учебного материала и осталось непонятным. Уделяйте больше внимания развитию памяти, мышления и мелкой моторике, больше мастерите и творите вместе. Важно — сохранить интерес к школьным процессам и школе в целом.
• Будьте примером для малыша и не стесняйтесь признавать своих промахов и поражения, когда играете всей семьей в эстафету, лото или викторину. Удачи!
Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.
Ребёнок-отличник -это здорово!Очень хорошо,если у него и друзья хорошо учатся и не позволяют на своем фоне «опустить планку».Тогда они берут пример друг с друга и никто никого не дразнит! Неплохо знать с кем ребёнок общается.
Всегда училась хорошо, и никаких проблем в отношении с одноклассниками не возникало. Конечно, огорчалась от каждой полученной четверки. Сын-второклассник — отличник пока, но я стараюсь не наседать на него, сдерживаю себя, хотя к хорошему привыкаешь быстро, и четверки сына меня тоже расстраивают, как и когда-то свои.
А я сама жертва неправильного отношения к оценкам. Именно «за пятерками» меня и отправляла в школу мама. До сих пор помню издевательства одноклассниц… Боялась сказать про четверку (отсюда и растет ложь ребенка), по нескольку раз переписывала диктанты, стремясь получить пять. А ведь дурой то не была, в школе интересно было, способности… После девятого класса наступило разочарование. Мама постоянно твердила, что для золотой медали нужны круглые пятерки за ВСЮ школу. Узнав, что для этого нужны «пятёрочные» 10-11 классы, плюнула на учебу (но хорошие оценки получала по инерции).
Отличник — хорошо,только в том случае, если ребенок понимает,буквально, что в школу он ходит за знаниями, а не за оценками.Я думаю, очень важно,обьяснить это всем детям,и отличникам и не отличникам)
С отличниками действительно очень тяжело. Раньше не задумывалась, но младший брат — отличник. И для него очень важно всегда быть первым, а так как «быть первым» не всегда получается, то это вызывает множество проблем с которыми приходится постоянно иметь дело.
Ребенок отличник — это есть хорошо. Надо лишь подстегнуть тягу к знаниям.