Есть различные методики по обучению детей чтению, одни более эффективные, другие даются сложнее. В данной статье я опишу методику обучения практикующего логопеда с многолетним стажем работы.
Обучение можно начинать с того времени, когда ребенок уже разговаривает. Каждые родители самостоятельно принимают решение о том, когда приступать к изучению букв, в зависимости от уровня развития своего ребенка. Учитывая тот факт, что большой процент усвоения информации приходится именно на зрительную память, материалы должны быть визуальными (наглядными). А для детей раннего возраста просто необходимо дополнять буквы яркими иллюстрациями, так как ребенку сложно воспринять букву, с которой он не имеет никаких ассоциаций. Проще говоря, глядя на букву, ребенок видит какую-то бессмысленную закорючку.
Для начала стоит подобрать букварь, в котором имеется яркий иллюстрированный алфавит. Первым этапом станет изучение букв, а точнее звуков, поскольку для чтения ребенку нужно знать произношение и звучание звуков, а не букв. Начинаем с буквы А: А-автобус, проговаривая нужно обязательно показывать на букву, а потом на рисунок, Б - белка и т.д. Дойдя до буквы Я нужно пройти обратный путь в такой последовательности: рисунок, а потом буква: яблоко – Я и так до буквы А. Таким образом ребенку будет совсем не сложно выучить алфавит, теперь каждая буква будет иметь свою ассоциацию и приобретет в глазах малыша некий смысл. В процессе изучения алфавита можно сразу научить распознавать гласные и согласные буквы. Все гласные необходимо произносить протяжно, нараспев Ааа…, Еее…, ребенок должен повторять так же протяжно, а согласные произносятся коротко и отрывисто Б, В, Г…
Когда алфавит освоен, самое время приступить к чтению по слогам, в каждом букваре имеется набор слогов, а также в интернете есть целые таблицы слогов с разными комбинациями букв, можно и самостоятельно расчертить альбомный лист на таблицу и записать в нее слоги. В чтении слогов по-прежнему следует выделять гласные буквы в произношении маа…, буу…, …еем. Чтение слогов по подобным таблицам является фундаментом для дальнейшего чтения текстов. Поэтому очень важно проработать их до автоматизма. Именно этому этапу стоит уделить основное внимание, ребенок должен усвоить механизм чтения слогов. После чтения двухбуквенных слогов можно переходить на слоги из трех букв кваа…, слии…. Стоит ли говорить о том, что такие занятия должны проходить ежедневно, а не от случая к случаю. Повторение неизбежно приведет к выработке навыка чтения. Таким образом, за довольно короткий период времени ребенок научится читать.
Лучше начинать с чтения нараспев, пропевать гласные буквы в словах, например, каашаа. Как и в любом деле, здесь нужна практика, и чем больше будет читать ребенок, тем лучше у него это будет получаться. И очень скоро от механического чтения он перейдет к осмысленному чтению с пониманием текста. По данной методике успешно обучились читать сотни детей, она проста в применении, не требует привлечения каких-то дополнительных материалов и ресурсов. Все что вам нужно, можно найти в любом букваре и эффективно применить для обучения своего ребенка. Даже очень хорошие вещи ни к чему, если не знаешь, как их правильно использовать. Попробуйте этот несложный алгоритм и у вас тоже все получится.
Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.
Методика, конечно известная и всем хороша, но не все дети сядут и будут спокойно учится.
У друзей ребёнок, например вообще на месте сидеть не хочет. Может быть 3 года — это рано?
А вообще учить ребёнка читать нужно как можно раньше.
Нам 2 года и 4 мес, уже знаем весь алфавит, читаем его по книжке, как указано в статье, яркой с четкими картинками. Учили постепенно, в игровой форме, не акцентируя на этом внимания. Ребенку очень нравится. Думаю скоро начнем читать по слогам. Таким же образом учим и цифры.
Я не знал как правильно начать учить читать ребенка, а благодаря этой статье ребенок уже начинает читать по слогам огромное спасибо.