Это наиболее явно проявляется при нечестных результатах игры. Достаточно часто во время игры среди детей можно услышать возглас «Это не честно!».
Скорее всего, у многих взрослых не раз возникают ситуации в жизни, когда хотелось бы так закричать, но негласные правила социума заставляют держать себя в руках. Четкое представление о справедливости — один из основных факторов, который определяет наше общественное поведение. С какого же возраста начинает формироваться понятие о честности?
Как считают американские психологи из университетов Пенсильвании и Иллинойса, у каждого человека категория справедливости практически врождённая. Это доказал эксперимент, в котором принимали участие дети в возрасте 19 и 21 месяца, которым предлагали смотреть на 2-х игрушечных жирафов, развлекающихся на сцене.
В определенный момент на сцене появлялся человек с двумя игрушками, после того, как жирафы проявляли интерес к игрушкам, человек отдавал каждому по игрушке, либо обе игрушки вручал только одному жирафу, другого оставляя ни с чем. Исследователи тем временем оценивали реакцию среди детей и заметили, что при несправедливом распределении игрушек внимание малышей было дольше привлечено к происходящему на сцене, тогда как при справедливом распределении дети быстро теряли интерес.
Во втором этапе эксперимента дети смотрели на 2 женщин, у которых была целая куча игрушек. У каждой женщины был ящик. Появлялся третий человек и эмоционально указывал на то, что их игрушки очень грязные и их непременно нужно выстирать. После указания одна женщина начинала послушно укладывать игрушки в чемодан, а вторая продолжала играть, или обе делали одинаково: продолжали играть, либо вместе складывали игрушки. Затем женщины получали награду за выполненную работу, она могла быть как справедливой, так и не справедливой. И в этом случае дети приковывали свое внимание к происходящему в случае явной несправедливости.
Как утверждают ученые, необычное, странное и нестандартное сильнее обращает на себя внимание. Для детей странным в эксперименте было несправедливое отношение. Психологи считают, что каждый ребенок рождается с минимальным представлением о мире, и они ожидают, что все события будут происходить именно так, и не как иначе. К таким базовым ожиданиям можно отнести представление о равном распределении ресурсов, и о награде, которая должна соответствовать затраченным усилиям.
Причем изначально эти представления не зависят от культуры или воспитания, а являются общечеловеческими. Однако со временем под влиянием семейных привычек, воспитания они могут искажаться. Взрослым необходимо следить за своим поведением и высказываниями в присутствии даже совсем маленьких детей. Противоречия между врожденными понятиями о честности и справедливости и поступками окружающих могут привести к сложным психологическим травмам в будущем.
Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.