Решение детских конфликтов игровыми способами

natulya

Все родители сталкиваются с проблемой детских конфликтов. Каждые мама и папа ищут свой способ решения ссор между детьми и свою стратегию поведения. Кто-то живет в режиме постоянной войны (это зачастую относится к родителям двух и более детей), а кто-то об этом только слышит или сталкивается с этим редко и считает неприятным происшествием. В любом случае каждый родитель ищет именно тот единственный способ решения детских конфликтов, который поможет эффективно разрядить ситуацию и разрешить все детские проблемы.

В данном материале мы рассмотрим один из вариантов решения детских конфликтов – посредством игры.

Но прежде чем мы перейдем непосредственно к игровым вариантам решения детских конфликтов, поговорим о стиле поведения, которого должны придерживаться взрослые, наблюдающие ситуацию ссоры.

Первое правило. Не всегда необходимо вмешиваться в ссору между детьми. Как и в любой другой деятельности, ребенок может научиться решать конфликты лишь учавствуя в них. Не стоит мешать детям, получать жизненно важный опыт. Но бывают ситуации, когда не вмешаться нельзя, так как это может привести к достаточно серьезным проблемам, физическому насилию, эмоциональным травмам. Например, ссора происходит между двумя детьми, один из которых намного старше и сильнее оппонента, а конфликт доходит до точки кипения и выяснения правоты участников кулаками. Взрослый должен остановить задир и перевести выяснение отношений в разговорный жанр. Также необходимо решить ситуацию между двумя детьми один из которых всегда оказывается проигравшим, поэтому вынужден уступать сильнейшему. Если не вмешаться в подобный конфликт ребенок, который все время проигрывает, вырастет робким и неуверенным не только в своих силах, но и правоте, а также правах.

Второе правило. Вмешательство в детский конфликт не должно вестись с позиции одного из детей, даже если вы с закрытыми глазами видите, кто из них прав, а кто виноват. Ребенок, который ведет себя неправильно не понимает этого и считает, что он прав. Ваш дружественный суд он воспримет как большую несправедливость и перестанет решать конфликт в вашем присутствии, стараясь закончить его позже, без вашего участия. Попробуйте вместе с детьми разобраться в причинах конфликта и его течении, истинных проблемах, а также вкладе каждого ребенка в конфликт.

Третье правило. Разбираясь в конкретной ситуации, не пытайтесь выступить верховным судьей, определив правых и виновных, выбирая меру наказания. Личные конфликты – это не юридические разбирательства, поэтому не стоит делать их таковыми. Постарайтесь приучить детей к тому, чтобы они знали, кто бы ни начал ссору, ответственны за развитие событий все участники. Посему, вмешиваясь в ссору детей, старайтесь помочь им найти выход из трудной ситуации, устроивший обоих оппонентов. Делайте акцент не на вопросе «кто виноват?», а на вопросе «что делать?». Направьте внимание поссорившихся именно в это русло. Утолить жажду отмщения может юмор и смех, если вы пошутите или переключите внимание детей на что-то забавное, то после смеха дети не то, чтобы забудут о конфликте, он просто покажется менее важным и страшным. Также изменится эмоциональное состояние детей.

Четвертое правило. Помогая детям решить конфликт и освободиться от затуманившей мозг обиды и злости, следите, чтобы они не перешли на личности. Когда дети будут объяснять, что их огорчило, то говорить должны о действиях и словах обидчика, а не его недостатках.

Пятое правило. Если вы решились урегулировать конфликт между собственными детьми, приложите все усилия, чтобы ребята не подумали, что вы защищаете и любите только одного из них. Объясните вслух своим детям, что они оба для вас очень дороги не смотря на то, что они делают, и именно поэтому их ссоры, скандалы и драки вас так сильно огорчают. Даже когда вы решаетесь наказать одного из детей, все равно напомните ему о том, что вам эта процедура неприятна, вы его очень сильно любите и цените, а самое главное надеетесь, что он поймет пользу наказания, значит исправится.

«Ковер мира»

Данный ковер мира желательно изготовить предварительно с помощью ребенка. Для этого возьмите кусок ткани и нашейте на нее всевозможные узоры. Облегчить задачу можно, использовав обычный большой платок, на который останется пришить или приклеить любые символы мира и согласия (трубку, голубей, земной шар). Какие бы символы вы не выбрали, вам в этом должен помочь ребенок, так как цель ковра – положительные эмоции ребенка.

Когда вы видите, что ваши дети ссорятся и вот-вот перейдут границы дозволенного в собственных высказываниях, то срочно подключите к решению проблемы ковер мира Объясните детям значение ковра, обратите внимание на его уникальность и необычность. Расскажите, что ковер мира помогает людям успокоить нервы и помириться тем, кто поссорился. Расстелите ковер мира на полу и попросите детей сесть на него вместе. Теперь встать с ковра они могут только друзьями. Пока оба зачинщика ссоры не помирятся, сходить с ковра им запрещено. Во время пребывания на ковре дети должны соблюдать такие правила: нельзя касаться друг друга и что-либо произносить, кроме волшебной фразы «Тух-тиби-дух». Позволяется жестикулировать, махать кулаками, главное – не дотрагиваться кулаками до соседа по ковру.

Волшебную фраза может произноситься шепотом, криком, шипением, бурчанием и ворчанием. Как угодно! Таким образом, дети могут выразить свои эмоции, но не смогут оскорбить чувства друг друга злыми и обидными словами. Вскоре дети выдохнуться и устанут ссориться, тем более, что не смогут задеть чувства друг друга и обида постепенно начнет отступать.

Вы в это время можете сидеть рядом и следить за соблюдением правил или комментировать происходящее смешными репликами, типа, «Ах как грозно!» или «Кошмар, даже я испугалась!». Так дети поймут, что их негодование понято и достигло цели. Когда вы поймете, что дети выплеснули свои эмоции, спустили пар и забыли об обиде, то есть, готовы к примирению, предложите им пожать руки и, встав с ковра мира, пойти вместе на прогулку, в кафе есть мороженое или сделать что-то другое, но обязательно приятное и обязательно вместе. Как только дети помирятся, они снова могут говорить.

«Растительные обзывалки»

Эта игра построена на том же принципе решения конфликта, что и предыдущая. Здесь поссорившиеся ребята должны выразить свои эмоции, используя интонации. Им даже будет позволено обзываться, но… В качестве оскорблений будут использованы не простые слова, ущемляющие достоинство оппонента и обижающие его физические и моральные недостатки. Обзываться детям придется используя специальную лексику, которая будет звучать достаточно смешно и непонятно. В качестве этой самой лексики можно использовать любую справочную литературу, например, «Справочник по уходу за комнатными растениями». Для чистоты и простоты эксперимента справочника должно быть два, каждому обидчику свой экземпляр. Превратите ссору в словесную дуэль. Так дети смогут кричать друг другу что-то типа этого: «Ах, ты хавортия полосатая!» — «А ты колеус Блюме!» — «А ты знаешь кто? Колумнея мелколистная!» и т. д.

Как видите, такими фразами задеть самолюбие нельзя, но зато внешне они очень похожи на любимые детьми обзывалки, с помощью которых дети смогут выразить свою обиду, выпустить пар, поднять настроение себе и вам, а в конечном итоге – помириться.

«Необычайно гневное письмо о необычайно возмутительном поступке»

Из названия игры родители уже догадались, что теперь детям придется выражать свои чувства описанием, положенным на бумагу. Пусть ребенок напишет в чем состоит проблема, какие чувства она вызывает в его душе, какое решение данной проблеме он видит. Пусть ребенок чувствует, что вам не все равно, что с ним происходит.

Откажитесь слушать наговоры детей друг на друга. Сошлитесь на усталость, занятость. Предложите детям разойтись по разным комнатам, успокоиться и изложить свою жалобу в письменном виде. Обратите внимание детей на то, что они должны максимально преувеличить свои переживания также как безмерно преувеличить провинность второго человека, чтобы получилось очень гневное письмо об очень возмутительном поступке.

Получив письма в руки, прочтите их. Похвалите детей за литературный талант или еще за, что-нибудь, что покажется вам интересным или забавным. Посмейтесь вместе над некоторыми подробностями, которые обязательно будут и будут смешными. Настройте детей на оптимистическую ноту. После того как жалобы будут прочитаны и обсуждены, вы, как судья, можете зачитать «состав обвинения» каждому ребенку. Главное, сделать серьезный официальный вид. Когда вы закончите читать обвинения вынесите меру наказания каждому «подсудимому». Можете приговорить детей к примирению или исправительным работам на кухне, в огороде, все зависит от того, что именно вашим детям не нравится делать. Главное, что делать это им придется вместе.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Плохое поведение вашего ребенка связано с его одаренностью?
Загрузка ... Загрузка ...


Задайте вопрос

Ваш вопрос будет опубликован на сайте в разделе «Нас спрашивают». Когда на вопрос поступит ответ вы получите уведомление по электронной почте.

В дальнейшем, если вы захотите задать уточняющий вопрос или ответить нашему педиатру, вы сможете оставить комментарий к соотвествующей записи на сайте.

Ваш вопрос кратко, в нескольких словах

Ваш вопрос в подробностях

Кот и Кит. Войти на сайт

  

Регистрация на сайте

На этот E-mail вам будет выслан пароль

Введите секретный код

  

Напомнить пароль

E-mail, который вы использовали при регистрации на сайте