Развивающая среда в детском саду

aurum

Окружающая среда в дошкольных учреждениях – это способ эффективного развития детской индивидуальности с учетом интересов, склонностей и уровней активности ребенка. Ключевым аспектом формирования развивающей среды в детских садах является акцент на личностно-ориентированное взаимодействие между взрослыми и детьми. Отсюда вытекает стратегия и тактика формирования такой среды, для которой характерны следующие особенности:

  • общение с ребенком по правилу ”не над, не рядом, а вместе”;
  • полное содействие развитию ребенка как личности, при котором детские умения, знания и навыки рассматриваются как инструмент полноценного развития;
  • формирование в ребенке доверия к окружающему миру через обеспечение чувства психологической защищенности и радости существования;
  • построение базиса личности ребенка, который формируется параллельно с развитием детской индивидуальности;
  • принятие, понимание и признание личности ребенка реализуется через способы и тактику общения, которые позволяют учитывать интересы и точку зрения малыша, его эмоции и чувства через сотрудничество с ним.

В современном воспитательном процессе игре придается исключительное значение. Ведь она позволяет ребенку реализовать себя и в полной мере проявить свою активность. Игровое пространство не должно стеснять детское изобретательство и возможности для открытий.

Все вышеперечисленное обнаруживает себя в таких принципах формирования развивающей среды в детском саду:

1. Принцип позиционирования и дистанции при взаимодействии. Это организация такого пространства в помещениях, которое бы позволяло взрослому легко налаживать контакт и вести диалог с ребенком ”глаза в глаза”.

2. Принцип стабильности и динамики. Он предполагает возможность созидания и изменения окружающей среды в зависимости от меняющихся возможностей, настроений и вкусов детей.

3. Принцип активности, творчества и самостоятельности. Ребенок и взрослый должны совместно создавать своё предметное окружение. Обстановка в детском саду должна провоцировать возникновение и стимулировать развитие круга познавательных интересов, чувств, эмоций и волевых качеств ребенка.

4. Принцип гибкого зонирования и комплексирования. Жизненное пространство должно позволять детям выстраивать непересекающиеся сферы активности, в результате чего у каждого ребенка есть возможность заниматься собственными видами деятельности и не мешать другим детям.

5. Принцип открытости/закрытости. С одной стороны это открытость природе и современной культуре, с другой – среда должна учитывать региональную специфику, формировать в детях представления о ”маленькой родине” и пропагандировать чувство любви к ней.

6. Принцип сочетаемости неординарных и привычных элементов в эстетике среды. В качестве примера можно привести постижение своеобразного языка искусства, которое должно начинаться с изучения простых основ графики и культуры в самых разных стилях.

7. Принцип эмоциогенности среды, индивидуального комфорта и эмоционального благополучия детей и взрослых. Развивающую среду в детском саду необходимо создавать таким образом, чтобы она побуждала ребенка функционально взаимодействовать с её элементами и получать разнообразные впечатления от этого взаимодействия. Развитие познавательной активности ребенка не может происходить в отрыве от количественных и качественных стимулов в окружении.

8. Принцип учета возрастных и половых отличий предполагает формирование развивающей среды с учетом возрастных особенностей и принятых эталонов мужественности и женственности.

При построении развивающей среды в детском саду можно использовать разные варианты, но их конечный результат должен быть всегда один – создание условий для формирования у малыша психологических новообразований. Содержание развивающей среды должно соответствовать интересам девочек и мальчиков, периодически изменяться и обогащаться с учетом актуальной информативности и индивидуальных возможностей детей.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

543221
Обсуждение Опроса

Когда ребенок кусаетсяДальше

Кусал ли ваш ребенок других детей (или взрослых)?
Загрузка ... Загрузка ...

Написать комментарий

Ваш E-mail не публикуется.

Можно использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>





Задайте вопрос

Ваш вопрос будет опубликован на сайте в разделе «Нас спрашивают». Когда на вопрос поступит ответ вы получите уведомление по электронной почте.

В дальнейшем, если вы захотите задать уточняющий вопрос или ответить нашему педиатру, вы сможете оставить комментарий к соотвествующей записи на сайте.

Ваш вопрос кратко, в нескольких словах

Ваш вопрос в подробностях

Кот и Кит. Войти на сайт

  

Регистрация на сайте

На этот E-mail вам будет выслан пароль

Введите секретный код

  

Напомнить пароль

E-mail, который вы использовали при регистрации на сайте