Развитие координации или упражнения на равновесие – это очень важный момент в развитии ребенка. Эти упражнения помогают малышу развивать ловкость, делают его движения более уверенными, способствуют формированию правильной осанки. Хорошая координация движений не формируется моментально – на это уходит немало времени, поскольку это постепенный процесс, во время которого совершенствуется вестибулярный и мышечный аппарат, а также зрительная координация движений ребенка.
В детских садах для помощи малышам в формировании координации применяют специальные упражнения. Выполнять эти несложные упражнения можно и дома или на детской площадке.
Весь комплекс упражнений можно разделить на статические и динамические. Статические упражнения учат малышей сохранять равновесие в заданной позе: при приседании на носочках, стоя на одной ноге и пр. Динамические упражнения – это ходьба по доске, бревну или скамейке, резкие и неожиданные остановки в активной игре, изменение направления при беге. Также способствует развитию координации катание на велосипеде, на коньках, на лыжах.
Каждому возрасту необходимы свои упражнения, соответствующие возможностям ребенка. При выполнении упражнений родители должны подстраховывать ребенка, чтобы он не упал.
Упражнения для детей 2-3 лет
В этом возрасте у малыша еще очень маленький двигательный опыт. Большинство упражнений для таких малышей лучше всего выполнять во время прогулки. Сначала малышу предлагаются самые простые упражнения, которые постепенно усложняются. Первые упражнения на развитие координации движений – это: ходьба, перешагивание через препятствия, приседания и наклоны. Когда все это станет для ребенка слишком легким, переходят к более сложному: ходьба по бревну или лавке. Чаще всего для выполнения этого упражнения необходима помощь родителей. Поддерживая малыша сначала за две руки, а потом за одну, вы не дадите ему упасть и поможете более уверенно выполнять упражнение. Такие занятия очень нравятся малышам, и они готовы тренироваться каждый день.
Упражнения для детей 3-4 лет
Научившись ходить по скамейке, пора учиться и слезать с нее. Сначала сходить с бревна или скамейки предлагается не двумя ногами одновременно, а поочередно опуская ноги одну за другой. Спрыгивать со скамейки можно исключительно тогда, когда будет усвоено мягкое приземление со сгибанием ног в коленях. Как правило, в этом возрасте дети очень любопытны и подвижны. Во время прогулок на детской площадке они сами с большим удовольствием покоряют всевозможные лесенки. Это также является полезным упражнением для развития координации движений. Главное – постоянно страховать ребенка, пока его движения не станут уверенными и точными. Обычно у малышей не бывает проблем с залезанием на лесенку. Проблема чаще всего заключается в том, что ребенок может отпустить руки, находясь на высоте (он уверен, что мама его поймает или просто не осознает последствий своего действия), или же не умеет слезть.
Хороший результат дают такие упражнения, как хождение по дорожкам с препятствиями и упражнения на кольцах.
Важно поддерживать желание ребенка заниматься, хотя с этим чаще всего проблем не возникает.
Упражнения для детей 5-6 лет
В этом возрасте совершенствуются все пройденные до этого упражнения, продолжается ходьба по скамейке или по бордюрам на лице. Постепенно это упражнение усложняется: пройти нужно с определенными движениями рук – над головой, ладони перед грудью и пр. В процессе хождения по бордюрам или по бревну важно следить за осанкой ребенка, оттачивать движения до тех пор, пока в них не будет уверенности, твердости. Еще более сложный вариант данного упражнения – это ходьба с «грузом» на голове. В этом случае приходится не просто смотреть под ноги, но еще и держать голову прямо, что учит сохранять ровную осанку. Еще один вариант ходьбы – передвижение по бревну и одновременное подбрасывание вверх мяча. Такое упражнение лучше начинать с передвижения по лежащей на земле доске, а потом уже переходить на скамейку.
Упражнения для детей 6-7 лет
В этом возрасте совмещаются разнообразные статичные и динамичные упражнения. Важно уделять особое внимание четкости выполнения всех упражнений, правильному приземлению после прыжка, умению вписываться в поворот при беге.
При выполнении упражнений на бревне задания становятся более сложными: присесть, повернуться в обратную сторону или вокруг своей оси, различные положения рук во время движения (в стороны, за голову, за спину, на поясе). Во время выполнения упражнений важно не заставлять ребенка делать одно и то же слишком долго – это утомляет. Положение рук лучше менять почаще, как, впрочем, и сами упражнения.
Занимаясь с ребенком, можно выполнять упражнения вместе с ним – это и полезно и интересно обоим.
Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.
Из своего собственного опыта хочу сказать, что для развития координации ребенка надо учить танцам, конечно, в танцевальном кружке или коллективе. У меня две дочери и обе они прошли этот путь. Танцы развивают не только координацию. Они, кроме того, прививают культуру, дают эмоциональный заряд ребенку, учат общаться со сверстниками и, вообще, позволяют ребенку встать на более высокий эмоциональный, психологический и культурный уровень. Кстати, благодаря занятиям танцами обе дочери занимаются обширной общественной деятельностью, занимаются вокалом и, что немаловажно, хорошо учатся. Так что советую с ранних лет приобщать детей к танцам.
Так же для координации ребенка нужно записать на спортивные секции. И желательно в бассейн. От этого зависит насколько здоровым будет ребенок в будущем.