Психическое развитие дошкольника

aurum

В период раннего детства (1-3 года) ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми. В отношениях с ними ребенок демонстрирует явную подражательность, которая является элементарной формой идентификации. Такие отношения подготавливают малыша к эмоциональной причастности к окружающим людям и формируют чувство доверия к ним. В это время определяющими достижениями психического развития является формирование предметной деятельности, а также овладение телом и речью.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функциональное употребление предметов и открывает ценностное отношение к ним. Он также постепенно погружается в среду постоянных вещей и познает её относительность.

В это время рефлексия дошкольника на окружающих людей становится все более тонкой – ребенок учится идентификации не только с людьми, но и с персонажами сказок, объектами окружающей среды, изображениями, игрушками и т.п. Одновременно малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые уместны в отношениях с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения, демонстрацию эмоционального расположения и готовности выстраивать позитивные взаимоотношения. Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей, что способствует его половой идентификации.

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Отдельно в дошкольном восприятии можно выделить ярко выраженные произвольные действия – рассматривание, наблюдение и поиск. Происходит также активное усвоение системы сенсорных эталонов.

2. Мышление. Его тесная взаимосвязь с восприятием позволяет говорить о наглядно-образном мышлении, столь характерном для всех дошкольников. Своеобразная детская логика ничуть не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна), то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память. Целенаправленное и сознательное запоминание чего-либо от эпизодических проявлений становится неотъемлемой частью игр, выполнения определенных поручений или процесса подготовки к школе.

4. Речь. К окончанию дошкольного возраста язык для малыша становится действительно родным. С интенсивным ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваивается грамматический строй и особенности произношения. Вместе с этим дети активно занимаются оригинальным и забавным словотворчеством.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с легкой истощаемостью и повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Родители должны соблюдать границы психоэмоциональных возможностей дошкольника и оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.

Невропатологи небезосновательно называют дошкольный возраст периодом упрямства и колыбелью неврозов. Ведь в это время все дети бурно протестуют против возникающих на пути активной мышечной и познавательной деятельности барьеров. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.

Поэтому родители должны позаботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок. Не забывайте о том, что детские неврозы можно легко предупредить, однако их очень сложно лечить.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Дерется ли ваш ребенок?
Загрузка ... Загрузка ...

Написать комментарий

Ваш E-mail не публикуется.

Можно использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>





Задайте вопрос

Ваш вопрос будет опубликован на сайте в разделе «Нас спрашивают». Когда на вопрос поступит ответ вы получите уведомление по электронной почте.

В дальнейшем, если вы захотите задать уточняющий вопрос или ответить нашему педиатру, вы сможете оставить комментарий к соотвествующей записи на сайте.

Ваш вопрос кратко, в нескольких словах

Ваш вопрос в подробностях

Кот и Кит. Войти на сайт

  

Регистрация на сайте

На этот E-mail вам будет выслан пароль

Введите секретный код

  

Напомнить пароль

E-mail, который вы использовали при регистрации на сайте