Природа подарила новорожденному уникальный инструмент, посредством которого на протяжении первых дней своей жизни он изучает собственное тело и окружающие его предметы.
Ещё до рождения плод демонстрирует великолепный сосательный рефлекс, который после родов обеспечивает поступление питательных веществ в его организм.
Жан Пиаже утверждал, что период от рождения до двух лет можно назвать сенсорным этапом развития человека, на котором познание окружающего мира осуществляется посредством восприятия различных внешних раздражителей и систематизации полученных знаний.
Человеческий язык – поистине уникальный орган, вся поверхность которого покрыта рецепторами различного типа, прежде всего реагирующими на химические раздражители, давление и температуру предметов. Именно за счёт различных групп рецепторов язык ребёнка получает информацию о подлежащих изучению предметах, формирует определённое представление о них, учится дифференцировать разнообразные сенсорные влияния.
Анатомо-физиологической особенностью ротовой полости новорожденного является наличие вкусовых рецепторов не только на поверхности языка, но и на слизистой входа в гортань, мягком нёбе. Таким образом природа позаботилась о том, чтобы снабдить маленький ротик эффективными исследовательскими инструментами, обеспечивающими получение всесторонней информации о различных предметах. Примечательно, что по мере взросления крохи происходит исчезновение дополнительных рецепторов, единственным органом, способным различать вкус, остаётся только язык.
Современные учёные доказали, что, пробуя на вкус различные предметы, малыши активно стимулирую важнейшие зоны коры больших полушарий, в результате чего происходит дальнейшее созревание и развитие структур головного мозга. Чем больше различной информации приходит в центральную нервную систему с периферии, прежде всего, от рецепторов, расположенных в ротовой полости, тем разнообразнее связи между отдельными структурами коры.
Пока формируется крупная и мелкая моторика, включается в работу зрительный анализатор, именно слизистая оболочка ротовой полости совместно с губами и языком ребёнка выступают в роли главного добытчика информации.
Учитывая огромную роль изучения различных предметов посредством рецепторов, расположенных в ротовой полости, родителям не следует запрещать малышам брать в рот различные предметы, особенно, если взять во внимание, что сделать это крайне сложно или практически невозможно. Чтобы обезопасить свою кроху, мамам достаточно тщательно отбирать предметы, которые могут попасть в зону интереса ребёнка, регулярно мыть игрушки, которыми играется малыш, не допускать загрязнения расположенных в кроватке чада предметов, в том числе и постельного белья.
Говоря об огромной роли ротовой полости в формировании действующей картины мира ребёнка, нельзя не отметить, что именно с её помощью происходит воссоздание и схемы собственного тела крохи. После того, как при помощи ротовой полости новорожденный установил контакт с окружающим миром, он начинает изучать, а потом и активно использовать собственные руки, постепенно расширяя границы собственного тела, приобретает базовые навыки координации их движений, осваивает такие понятия как расположение предметов в пространстве и определение расстояния между ними.
После ручек в схему тела грудничка включаются его ножки, которые на первых порах тоже могут быть подвержены самому тщательному изучению, прежде всего, посредством их обсасывания.
Только к годовалому возрасту развитие зрительного анализатора ребёнка достигает такого уровня, что информация, получаемая посредством этого канала связи с внешним миром, становится сопоставимой с теми представлениями о предметах, которые добываются путём пробы их «на зубок».
Несмотря на активное исследование предметов посредством ротовой полости, мамам любопытных малышей не следует добиваться абсолютной стерильности окружающего крохи пространства. В этот период происходит и своего рода тренировка иммунной системы под прикрытием содержащихся в молоке матери иммунных агентов, снижающих нагрузку на систему защиты маленького организма. Чистота и порядок должны отличать помещение, в котором кроха находится большую часть своего времени, но мамам не следует зацикливаться на уборке дома, лучше уделить больше времени общению с малышом.
Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.
Особенно важно выбрать игрушки, не содержащие токсичных красок и пластмасс, некоторые вызывают аллергическую реакцию, а другие отравление.