Переходной возраст

natulya

Переходным возрастом называют подростковый период. Этот период очень труден для родителей, которые с каждым днем все тяжелее находят общий язык с собственным ребенком. Теряется существовавший контакт, который еще недавно был тесным и, казалось, неразрывным. Ребенок становится взрослым. Этот переход труден и для него. Во время подросткового периода ребенок растет, а его организм созревает. Данные процессы сопровождаются субъективными переживаниями подростка.

Большинство родителей с особенным беспокойством ожидают того момента, когда их отпрыск «вступит» в подростковый период, и не зря. После достаточно спокойного детсадовского периода детского и младших классов подростковые годы оказываются очень тяжелыми и бурными. В переходном возрасте ребенок развивается очень быстро, особенно сильные изменения наблюдаются в процессе формирования личности. Подросток начинает ощущать свое «Я», пытаясь отстоять его в «бою» с родителями и учителями, сверстниками, одноклассниками. Подобная реакция является желанием освободиться от опеки и контроля взрослых, также она вполне предсказуема. Собственное «Я» подростка уже родилось, но еще не полностью выразилось, то есть не нашло опоры - ни внутренней, ни внешней. Ребенок нуждается в мудрой поддержке, а не диктате, каким бы «правильным» он не казался родителям.

Ошибка родителей и педагогов заключается в том, что они хотят подчинить подростка своей воле, заставить выполнять их указания и прислушиваться к нравоучениям. А это в корне не правильно. Подобные действия ожесточают подростка и духовно отталкивают от взрослых, препятствуют развитию самостоятельности, делают детей приспособленцами, не имеющих собственного мнения.

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного исполнения своих пожеланий, а зачастую, не считают, что обязаны при этом объяснить причины своих действий. Родители хотят быть в курсе всех событий, а также управлять ими, а это уже не вполне корректно. Дети у таких родителей обычно замыкаются в себе, а их общение с родителями становится минимальным. Некоторые подростки в подобной ситуации все таки идут на конфликт с родителями, но большинство стараются приспособиться к сложенному в семье стилю отношений, что порождает неуверенность в собственных силах, отсутствие воли и несостоятельность в принятии самостоятельных решений.

Трудности ждут и тех родителей, которые ожидают от своего чада чего-то сверхъестественного и недостижимого, в то время когда ребенок не в состоянии оправдать возложенных на него ожиданий. Неоправданные ожидания зачастую приводят к постепенному разрыву духовной связи между родителями и детьми. Дети желают самостоятельно принимать решения, и поэтому будут отвергать завышенные требования, предъявляемые родителями.

Совсем по-другому к своим детям относятся демократичные родители. Они всячески поощряют самостоятельность, способность к самовыражению, дисциплинированность. Демократичные родители не станут вмешиваться в дела подростка, пока он их не попросит или они не увидят, что без их помощи ребенку не справиться. Они не ущемляют детские права, но при этом требуют выполнения ряда обязанностей.

Оптимальный вариант для подростка в переходной период – это разумный контроль, теплая атмосфера в семье, дружественные советы, а не указания и принуждение. Такие условия снижают вероятность возникновения конфликтов и позволяют лучше формироваться личности.

Главное, что должны понять родители - подростковый протест, который характерен переходному периоду, является необходимой составляющей развития личности ребенка, который, несмотря на свое поведение, знает, что вы его любите.

Основные этапы переходного возраста

У некоторых детей переходный возраст от детства к юношеству проходит незаметно, а у других превращается в настоящую катастрофу. До недавнего времени спокойный и послушный ребенок неожиданно превращается в раздражительного, конфликтного, а порой и совсем агрессивного монстра. Переходной возраст состоит из нескольких этапов. На каждом этапе подросток играет другую роль и предъявляет к родителям разные требования относительно признания собственной значимости в обществе и самостоятельности.

10-11 лет. «Локально-капризный». Данному этапу характерно желание ребенка в собственном признании необходимости решать почти все задачи самостоятельно.

12-13 лет. «Право-значимый». В данном периоде ребенок хочет признания общества и важными теперь для него становятся не обязанности, а права.

15 лет. «Утверждающе-действенный». Наиболее характерная его черта третьего этапа - желание в самореализации, проявлении в семье и обществе.

Эти этапы характерны и для мальчиков и для девочек. Подростковый возраст не только самый сложный, но и самый важный, ведь именно в этот период человек переходит границу из детства во взрослую жизнь.

Но главной из важных особенностей подросткового возраста признана личностная нестабильность ребенка в этот тяжелый период. Стремления ребенка противоречат друг другу, также как и желания. И вообще жизнь подростка состоит из сплошных противоречий. Продолжается это до тех пор, пока ребенок не решает сам для себя – вырос он или еще нет…

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

543221
Обсуждение Опроса

Когда ребенок кусаетсяДальше

Кусал ли ваш ребенок других детей (или взрослых)?
Загрузка ... Загрузка ...

Написать комментарий

Ваш E-mail не публикуется.

Можно использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>





Задайте вопрос

Ваш вопрос будет опубликован на сайте в разделе «Нас спрашивают». Когда на вопрос поступит ответ вы получите уведомление по электронной почте.

В дальнейшем, если вы захотите задать уточняющий вопрос или ответить нашему педиатру, вы сможете оставить комментарий к соотвествующей записи на сайте.

Ваш вопрос кратко, в нескольких словах

Ваш вопрос в подробностях

Кот и Кит. Войти на сайт

  

Регистрация на сайте

На этот E-mail вам будет выслан пароль

Введите секретный код

  

Напомнить пароль

E-mail, который вы использовали при регистрации на сайте