Пересказ как средство развития речи

JayS

Пересказом называется воспроизведение своими словами прослушанного литературного отрывка. Его относят к творческим методам работы над текстом, поскольку ребёнок не только передаёт сюжетную линию рассказа, но и сам стиль услышанного произведения.

Очень важно, чтобы в пересказе употреблялись наиболее подходящие стилистические конструкции, использовались слова, характерные для текста данного жанра. Для этого у ребёнка уже должно быть сформировано определённое представление об основных литературных жанрах.

Подбирая тексты для пересказа, взрослые должны учитывать, прежде всего, наличие поучительного смысла в литературном произведении. Текст, использованный на занятиях по развитию речи, может не только познакомить ребёнка с особенностями родной речи, но и заставить задуматься над серьёзными вещами, активизировать его мыслительную деятельность. Ещё одним важным требованием, предъявляемым к текстам для пересказа детьми, является доступность для понимания их содержания, использование в повествовании знакомых персонажей, каждый из которых имеет свои чётко выраженные личностные характеристики. В сюжете должна чётко прослеживаться последовательность событий и действий, а композиции следует быть доступной для осознания и понимания.

Важной характеристикой текста для пересказа является его динамичность и соответствие возрасту слушателей. Язык используемого для пересказа художественного произведения должен быть простым и, вместе с тем, образным. Только при условии выполнения всех перечисленных требований, ребёнок сумеет понять текст и прочувствовать его, дать оценку действиям главных героев и выразить свое собственное мнение по поводу описанных событий.

Перед тем, как детям будет представлен текст для пересказа, их следует подготовить к прослушиванию произведения. Для этого анализируется как сам характер художественного отрывка, так и его основные черты – язык, композиция, сюжет, литературные образы и главная идея.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста легче всего даётся пересказ народных сказок. На подготовительном этапе взрослый обращает внимание на то, что язык народных сказок неторопливый, чаще всего разговорный, полный ярких образов и сравнений. Для многих народных сказок характерны диалоги, использование прямой речи, которая максимально полно передаёт характер персонажей.

Традиционной схемой построения сказок является присказка, собственно сказка с повторами и концовка. Присказка призвана привлечь внимание слушателей, отвлечь от посторонних дел.

Очень часто в русских народных сказках используются троекратные повторения действий или описаний. Важно, чтобы сам текст этих повторов звучал одинаково, но, вместе с тем, интонация в зависимости от этапа развития сюжета менялась, отражая внутреннее состояние главного героя или героини, настроение.

Среди основных задач концовки народной сказки – вернуть слушателя к реальной жизни, сделать вывод из сказанного, завершить повествование.

Несколько сложнее детям пересказывать художественные произведения. Однако, это один из важнейших этапов изучения родного языка, так как художественные произведения позволяют сделать речь ребёнка более образной, наполнить её крылатыми выражениями и яркими описаниями. Пересказывая художественные произведения, дети учатся грамотно строить собственные рассказы и повествования, перенимают более творческий подход к составлению устных описаний, передачи личного опыта.

Дети дошкольного возраста достаточно хорошо владеют принципами построения отдельных предложений, но создание из отдельных предложений логической речевой структуры для многих из них является порой непосильной задачей.

Пересказывая художественные произведения, дети учатся объединять в стройную систему отдельные фразы, выделять основную мысль, которую пытался донести до читателя или слушателя автор.

Каждое занятие по пересказу должно быть тщательным образом продумано и спланировано. После ознакомительного вступления взрослый зачитывает детям подготовленное произведение. Затем проводится беседа, позволяющая понять, насколько интересна и понятна детям затронутая тема, какой отклик нашла главная идея автора в сердцах юных граждан. Лучше всего строить беседу по заранее подготовленным вопросам, чтобы сохранилась динамика занятия и эмоционально окрашенный интерес к прочитанному.

По завершении дискуссии дети готовы к пересказу. Взрослый должен следить за чётким следованием сюжету, а также за использованием художественных средств родного языка.

Прекрасным дополнением и опорным материалом для пересказа может стать иллюстрация или картина, передающая сюжет произведения.

Важно, чтобы к концу занятия все дети высказали своё мнение относительно услышанного, многие пересказали художественный отрывок своими словами. Чем чаще будут использоваться на занятиях по развитию речи пересказы, тем легче и проще будет это делать детям, тем образнее будет становиться их речь.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Говорил ли ваш маленький ребенок вам: «Я тебя ненавижу»?
Загрузка ... Загрузка ...

Написать комментарий

Ваш E-mail не публикуется.

Можно использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>





Задайте вопрос

Ваш вопрос будет опубликован на сайте в разделе «Нас спрашивают». Когда на вопрос поступит ответ вы получите уведомление по электронной почте.

В дальнейшем, если вы захотите задать уточняющий вопрос или ответить нашему педиатру, вы сможете оставить комментарий к соотвествующей записи на сайте.

Ваш вопрос кратко, в нескольких словах

Ваш вопрос в подробностях

Кот и Кит. Войти на сайт

  

Регистрация на сайте

На этот E-mail вам будет выслан пароль

Введите секретный код

  

Напомнить пароль

E-mail, который вы использовали при регистрации на сайте