Интересовались ли вы когда-нибудь тем, как дети учатся говорить? В возрасте 6 месяцев они обычно начинают превращать неразборчивые звуки в слоги, а к 12 месяцам уже произносят первое слово.
Считается, что главную роль в формировании речи у детей играет слух. Ученые полагают, что лучше всего детям удается запоминать звуки ритмичной, напевной речи. Кроме того, малыши, всматриваясь в лицо собеседника, считывают эмоциональную окраску произносимых звуков, вглядываясь в глаза говорящему, дети совмещают вербальное общение с невербальным.
Но американские ученые из Флоридского Атлантического университета доказали, что не только слух и выражение глаз собеседника помогают развивать речевые навыки, но и немаловажную роль играет чтение по губам.
Для исследования специалисты отобрали 180 малышей в возрасте от 4 до 12 месяцев из англоязычных семей. В ходе эксперимента детям демонстрировали видеозапись, на которой к ним обращалась женщина на испанском и английском языках. А специальное устройство отслеживало длительность и направление взгляда ребенка.
Ученые заметили закономерность. Дети 4-х месяцев при звуках английской речи смотрели преимущественно на глаза. 6-месячные внимание обращали как на глаза, так и на губы говорящей, малыши 8-10 месяцев преимущественно смотрели на рот, а дети 12 месяцев вновь смотрели в большей степени на глаза. Эксперты объяснили это тем, что уже с 6 месяцев дети могут контролировать внимание, и они не просто смотрят на источник речи, а выделяют конкретный объект – рот. Однако, когда детям включали чужой для них язык (испанский), малыши абсолютно всех возрастов концентрировались на губах. Им определенно требовалась дополнительная информация для того, чтобы распознать незнакомые звуки.
Теперь с помощью информации, полученной благодаря проведенным наблюдениям, можно легко объяснить, почему языки лучше всего воспринимаются, когда ребенок с младенчества воспитывается на нескольких языках. В столь раннем возрасте мозг воспринимает речь комплексно, следовательно, информация поступает по нескольким каналам.
Также исследования формирования навыков общения могут многое сказать о степени созревания мозга. Вероятно, что некоторые психоневрологические расстройства, такие как аутизм, возникают из-за того, что обучение в раннем возрасте речевым навыкам протекало с отклонениями. Например, ребенок мог учить родной язык без сопоставления слышимых звуков с движениями губ.
Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.