Оказалось, что особенность памяти младенцев позволяет им запоминать родителей не по внешним признакам, а по их присутствию.
Примерно 15 лет назад ученые установили, что дети до 6 месяцев не способны запоминать объекты внешнего мира. Другими словами, мама, папа, игрушка, кошка, цветок «существуют» для ребенка только до тех пор, пока они находятся в его поле зрения. Как только малыш упускает из вида одного из родителей, он автоматически вычеркивается из его памяти.
Впоследствии психологам представилась возможность удостовериться в обратном: оказалось, что новорождённые все-таки способны держать в уме предметы окружающего мира. Но что же они запоминают из всего увиденного, и какие признаки являются при этом решающими?
Для того чтобы ответить на вышеперечисленные вопросы исследователи Института Джонса Хопкинса провели простой эксперимент. Перед младенцами 6-ти месяцев ставили экран, за экраном демонстрировали треугольный или круглый силуэт. После того, как объекты исчезали, учёные снова поднимали оба экрана. Причем за первым экраном находилась либо одна из фигур (треугольник или круг), либо ничего. Аналогично поступали и со вторым экраном, только круг заменяли треугольником.
На появление ожидаемых фигур дети реагировали вполне спокойно. Когда предметы в экранах меняли местами это также не вызывало удивления. Но стоило какому-то предмету исчезнуть, дети начинали бурно реагировать.
Результаты эксперимента учёные объясняют следующим образом: новорожденные дети вообще не запоминают характерные признаки объектов и предметов, так как им все равно круг это или треугольник. Однако они запоминают сам факт присутствия того или иного объекта. Другими словами, в мозгу отражается не сам предмет, а указание на то, что он должен находиться в определенном месте.
Вполне вероятно, что до определенного момента ребёнок не умеет отличать отца от матери, а помнит присутствие обобщённого родителя. Но не исключено, что взаимоотношения малыша с определенным объектом и тесное взаимодействие с ним имеют другое значение. Например, свои игрушки малыш может помнить как-то по-другому, в отличие от посторонних ему треугольника и круга, задействованных в эксперименте.
В любом случае, полученные результаты проливают луч света на процессы формирования памяти и могут приобрести практическое применение не только в вопросах, касающихся формирования детской психики и воспитания.
Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.