Личность дошкольника

aurum

Новорожденный младенец не похож на дошкольника, а дошкольник так же мало напоминает подростка. В процессе взросления ребенка постоянно возникают новые мотивы поведения, детские переживания усложняются, а эмоциональная сфера становится разнообразнее и богаче. Одна детская личность сменяет другую и в результате все запутывается в сложный клубок. Попробуем в нем разобраться и выделить основные этапы развития детской личности.

1 этап:

В течение первого года жизни ребенок познает окружающий мир и осваивает основы его тактильного восприятия. Развивается речь, мелкая моторика и некоторые физические навыки. Формируется произвольное поведение. В этом возрасте важнейшим аспектом развития малыша становится общение с родителями. Не думайте, что ваш ребенок ничего не понимает. Скорее всего, это именно вы не понимаете его.

Пока еще очень рано говорить о морали, независимости или альтруизме. Однако грандиозный психологический процесс по подготовке фундаментальных компонентов детской личности уже идет полным ходом.

Со временем жизнь малыша приобретает двойственный смысл. С одной стороны, ребенок по-прежнему живет и действует в непосредственном контакте с окружающим его миром предметов и людей. С другой – погружается в знаково-символический план поведения и жизни. Это план игры, речи, мышления, изобразительной деятельности и фантазии. Ребенок уже не просто живет – он рассуждает о жизни, рисует её и думает о ней. Окружающий мир отражается в детском сознании и проецируется в форме рассуждений, гипотез, фантазий, игр и рисунков. Ребенок теперь способен на многое – перенестись мысленно в Африку, с одинаковой легкостью совершить что-то хорошее или дурное.

2 этап:

В это время начинает проявлять себя нравственная сфера – у ребенка развиваются начальные представления о должном и недолжном, добре и зле, возможном и запретном. Через персонажей сказок, мультфильмов и книг малыш открывает для себя мир нравственных отношений. При этом нравственные представления ребенка не замыкаются на вымышленных персонажах. Они постепенно от них отдаляются и становятся все более самостоятельными, приобретая форму своеобразной внутренней измерительной шкалы.

Так дошкольник начинает овладевать нравственными основами – ценностями объективности, альтруизма и независимости. Пока еще только на уровне словесных суждений, знаний и оценок, а не реальных действий. На словах ребенок все более объективен, морален, независим и альтруистичен. На деле же он зачастую подражателен, пристрастен и эгоистичен. Детское поведение противоречиво – вербальная (словесная) стрелка указывает на юг, а стрелка реального поведения – в сторону севера. Почему же детские представления о нормах на словах расходятся с делом?

3 этап:

Потому что у ребенка отсутствовали внутренние мотивы, которые бы побуждали его подчиняться этим нормам. А это произойдет только тогда, когда дошкольник войдет в сферу внешнего контроля со стороны взрослых и сверстников. Тогда ему придется подчинить своё реальное поведение общепринятым правилам. Это момент, когда гармония слова и дела восстанавливается, принимая облик стройных нравственных норм в формирующейся личности дошкольника.

Личность дошкольника формируется постепенно – шаг за шагом. Каждый новый сдвиг автоматически расширяет возможности для воспитания, а условия формирования личности ребенка настолько тесно переплетены с его развитием, что отделить одно от другого практически невозможно.

Важная особенность формирования личности дошкольника – это влияние образцов поведения, которыми являются поступки и взаимоотношения взрослых. Ребенок склонен подражать им, заимствовать манеры, перенимать оценки людей, предметов и событий. Образцом поведения могут быть также сверстники, поведение которых одобряют взрослые. Сказочные персонажи, если они наделены характерными нравственными чертами. В дошкольном возрасте дети активно интересуются образцами поведения, ведь им так необходимы правильные ориентиры.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

543221

Должны ли родители учить маленьких детей (2 – 6-ти летнего возраста) давать сдачи, когда сверстник бьет его?
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии
  1. Yuliya   16:50 · 28 августа 2012  

    Я тоже считаю, что ребёнку необходимо создать «правильную» окружающую среду для полноценного развития личности, и , в свою очередь, стараюсь научить личным примером.

Написать комментарий

Ваш E-mail не публикуется.

Можно использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>





Задайте вопрос

Ваш вопрос будет опубликован на сайте в разделе «Нас спрашивают». Когда на вопрос поступит ответ вы получите уведомление по электронной почте.

В дальнейшем, если вы захотите задать уточняющий вопрос или ответить нашему педиатру, вы сможете оставить комментарий к соотвествующей записи на сайте.

Ваш вопрос кратко, в нескольких словах

Ваш вопрос в подробностях

Кот и Кит. Войти на сайт

  

Регистрация на сайте

На этот E-mail вам будет выслан пароль

Введите секретный код

  

Напомнить пароль

E-mail, который вы использовали при регистрации на сайте