Формирование правильного произношения звука Р

JayS

Звук [р] является одним из наиболее проблемных звуков для многих современных детей. Однако, в большинстве случаев эта проблема решается в результате регулярных тренировок и при приложении определённых усилий как со стороны родителей, так и со стороны ребёнка.

Чтобы правильно произнести звук [р], необходимо приоткрыть рот, приподнять кончик языка к верхнему нёбу за верхними центральными резцами, корень языка поднять, а спинку прогнуть, боковые края языка должны прилегать к коренным верхним зубам. Сильная струя воздуха пропускается через центр языка.

Огромную роль в формировании правильного произношения звука [р] играют специально подобранные упражнения для губ и языка, которые позволяют ребёнку приучить свой артикуляционный аппарат к оптимальному положению для его произнесения.

Важно выполнять приведённые ниже упражнения как можно чаще, включать их в ежедневные логопедические занятия или занятия по развитию речи. Не обязательно выполнить все упражнения за одно занятие, но на протяжении недели они должны обязательно быть отработаны хотя бы по одному-два раза.

Упражнения для языка

Статические
Упражнение 1. «Птенчики в гнезде». Немного приоткрыть рот, расслабить язык. Свободно удерживать язык в ротовой полости.

Упражнение 2. «Блин». Немного приоткрыть рот, расслабить язык. Поместить широкий язык на нижнюю губу.

Упражнение 3. «Чаша». Широко открыть рот. Приподнять боковые и переднюю части языка, сформировав чашу или пиалу.

Упражнение 4. «Жало пчелы». Широко открыть рот. Напряженный язык резко выбросить вперёд.

Упражнение 5. «Кошечка сердится». Широко открыть рот. Упереться кончиком языка в нижние зубы. «Выгнуть» спинку языка, как это делает сердитая кошечка.

Упражнение 6. «Трубочка». Немного приоткрыть рот. Загнуть вверх боковые поверхности языка.

Упражнение 7. «Гриб». Широко открыть рот. Язык поднять к верхнему нёбу.

Динамические
Упражнение 1. «Часики». Растянуть губы в улыбке, слегка приоткрыть рот. Переводить кончик языка от одного уголка рта к другому.

Упражнение 2. «Укус змеи». Широко открыть рот. Резко выбросить язык вперёд и снова спрятать.

Упражнение 3. «Качели». Широко открыть рот. Кончиком языка касаться то верхних центральных резцов, то нижних.

Упражнение 4. «Где конфета?» Плотно закрыть рот. Языком по очереди упираться то в левую, то в правую щеку.

Упражнение 5. «Чистим зубы». Плотно закрыть рот. Язык поместить между зубами и внутренней поверхностью губ. Круговыми движениями "вычистить" языком всю фронтальную поверхность зубов.

Упражнение 6. «Катушка».Широко открыть рот. Прижать кончик языка к внутренней поверхности нижних центральных резцов. Перекатывать кончик языка через край центральных нижних резцов.

Упражнение 7. «Лошадка». Немного приоткрыть рот. Цокать языком в такт бега лошадки, то замедляя ритм, то ускоряя.

Упражнение 8. «Гармошка». Широко открыть рот. Кончик языка прижать к нёбу. Удерживая язык в этом положении, смыкать и размыкать губы.

Упражнение 9. «Маляр». Немного приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Кончиком языка, словно кистью маляра, раскрашиваем верхнее нёбо в любимый цвет малыша.

Упражнение 10. «Вкусное варенье». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу.

Упражнение 11. «Оближем губки». Немного приоткрыть рот. По кругу облизать сначала верхнюю, а потом нижнюю губу.

Упражнения для губ
Упражнение 1. «Улыбка». Улыбнуться, стараясь не показывать при этом зубы.
Упражнение 2. «Забор». Растянуть губы в улыбке, зубы сомкнуты.
Упражнение 3. «Хобот». Сложить губы в длинную трубочку.
Упражнение 4. «Дудка». Вытянуть губы в дудочку, в центре – круглое отверстие.
Упражнение 5. «Рупор». Плотно сомкнуть зубы. Округлить губы, вытянуть их вперёд.
Упражнение 6. «Зайка». Плотно сомкнуть зубы. Приподнять верхнюю губу, показать верхние центральные резцы.
Рекомендуется чередовать положение губ следующим образом: «Забор» - «Рупор», «Улыбка» - «Хобот».

Упражнения для формирования правильной артикуляции звуков [р], [р’]
Упражнение 1. «Автомат». Плотно сомкнуть зубы. Кончиком языка активно постучать по внутренней поверхности зубов, чётко воспроизводя «т-т-т». Постепенно увеличивать темп.

Упражнение 2. «Пулемёт». Плотно сомкнуть зубы. Кончиком языка активно постучать по внутренней поверхности зубов, чётко воспроизводя «д-д-д». Постепенно увеличивать темп.

Упражнение 3. «Барабан». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Кончиком языка постукивать по верхним центральным резцам, чётко воспроизводя звук «д-д-д».

Упражнение 4. «Шмель». Широко открыть рот. Сформировать чашу, приподняв боковые края и кончик языка. По центру языка пропускать воздушную струю, затем подключить голос.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Обсуждение Опроса

Хвастаться — хорошо?Дальше

Хвастается ли ваш ребенок?
Загрузка ... Загрузка ...

Написать комментарий

Ваш E-mail не публикуется.

Можно использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>





Задайте вопрос

Ваш вопрос будет опубликован на сайте в разделе «Нас спрашивают». Когда на вопрос поступит ответ вы получите уведомление по электронной почте.

В дальнейшем, если вы захотите задать уточняющий вопрос или ответить нашему педиатру, вы сможете оставить комментарий к соотвествующей записи на сайте.

Ваш вопрос кратко, в нескольких словах

Ваш вопрос в подробностях

Кот и Кит. Войти на сайт

  

Регистрация на сайте

На этот E-mail вам будет выслан пароль

Введите секретный код

  

Напомнить пароль

E-mail, который вы использовали при регистрации на сайте