Домашнее воспитание

natulya

Все родители хотят дать своему ребенку все самое лучшее, обеспечить наиболее благоприятные условия для развития отпрыска – и интеллектуального, и личностного. Но как организовать воспитание и обучение малыша, кому доверить формирование маленькой личности и развитие имеющихся способностей? Заниматься ребенком самостоятельно или обратиться к помощи няни? Выбрать индивидуальное репетиторство профессионалов или быть может воспользоваться возможностями частного, государственного общественного образования?

На все эти вопросы знают ответы психологи, которые утверждают, что выбор неоднозначен, ведь каждый вариант имеет, как положительные, так и отрицательные моменты. Для большинства родителей домашнее воспитание кажется более естественным, особенно если говорить о дошкольнике, который в таком случае растет в привычных условиях, где соблюдается физиологичный режим, отсутствуют лишние стрессы и перегрузки. Ни один, даже самый хороший воспитатель, не обеспечит сразу всем детям «домашнее» качество ухода. Чем меньше ребенок, тем важнее для него бытовые мелочи, окружающие его – вовремя смененные штанишки, помощь в умывании, достаточное количество времени на обед, внимание за общим состоянием ребенка и его физической, а также эмоциональной усталостью. Продолжать можно бесконечно. Именно поэтому часто у родителей возникает вполне обоснованное желание защитить ребенка и оградить от общения с не всегда приятным окружением – детей и взрослых из детского учреждения.

Наверное, многие, прошедшие дошкольную систему воспитания, имеют негативные воспоминания о ней. И избавиться от этих впечатлений не так то просто. В данном смысле домашнее воспитание предоставляет родителям больше возможностей по прививанию ребенку хороших манер и влиянию на становление его личности. Если имеется желание и возможности родители занимаются с ребенком самостоятельно или нанимают гувернантку и репетиторов, которые дополняют «образовательное» окружение ребенка.

Образование ребенка начинается в его собственной семье, семейное образование является основой познавательных способностей крохи. Первые учителя малыша – это его родители. Их влияние сохраняется достаточно длительное время, не смотря на то, что с возрастом большую роль для ребенка начинает играть обучение вне семьи. Близкие взрослые влияют на расширение кругозора ребенка, прививают ему интерес к разным областям знаний и творчества. Условия, которые родители создают для развития ребенка в семье, определяют то, как хорошо или плохо он будет учиться дальше, будет ли стремиться получить новые знания или ограничится имеющимся минимумом, гарантирующим спокойное существование в школе.

Однако, остановившись на варианте исключительно семейного воспитания, родителям приходится столкнуться с техническими и содержательными трудностями. Во-первых, встает вопрос о познавательном развитии ребенка – выборе образовательных программ, подборе домашних педагогов, соответствию знаний и умений малыша требованиям типовой программы обучения в школе. Ребенок, которого воспитывают дома лишен самого ценного, что позволяет получить детям обучение в группе – умение концентрироваться на информации излагаемо педагогом и возможности сравнивать свои успехи с успехами сверстников, ведь это сравнение позволяет понять качество своих знаний, без этого полноценное обучение невозможно. Во-вторых, у детей, регулярно не посещающих детские образовательные учреждения, намного ограничивается общение вне круга семьи. Такие дети не получают богатого опыта общения, а также взаимодействия с детьми, взрослыми, которое доступно сверстникам в детских садах и группах развития. Посещение групп недлительного пребывания, различных эстетических студий, детского садика, гимназии, школы, предлагает ребенку большие возможности в общении и обучении совместно с другими детьми. В детском коллективе ребенок учится строить отношения с разными людьми без помощи и присмотра родителей. С воспитателями и педагогами дети учатся подчиняться общей дисциплине, преодолевать робость и сомнения, учатся обращаться с вопросами, просить о помощи.

Многие родители боятся, что в большом коллективе их ребенок затеряется, и будет чувствовать себя некомфортно. Сначала это действительно так, однако со временем детское окружение становится большим преимуществом. Малыш получает возможность общаться со сверстниками, взаимодействовать и конкурировать, ссориться, а также договариваться с детьми – с шумными, упрямыми, агрессивными, робкими - разными. У ребенка появляется возможность найти друзей, установить первые близкие отношения, при этом познавая кодекс равенства и товарищества. Регулярное общение с детьми, без участия и контроля со стороны взрослых учит малыша гибкости поведения, способности оценивать ситуацию, учитывая мнение других ребят. Только общаясь с равными себе, возможна децентрация - понимание того, что одна и та же ситуация имеет несколько точек зрения и каждый видит ее по-разному. То есть ребенок учится учитывать чужие интересы, чтобы продолжать мирно общаться и играть с другими детьми. Выбор между полностью семейным и общественным образованием сделать непросто. Наверное, лучший выход из этой ситуации – это индивидуальный подход к развитию ребенка.

Индивидуальный подход к обучению

Все, что индивидуально - обучение, репетиторство, психологическое сопровождение должно использоваться небольшими дозировками, соответственно разным ситуациям и для разных детей. Необходимо четко отличать индивидуальный подход к обучению от собственно индивидуального обучения, предполагающее занятие один на один с педагогом. Индивидуальный подход к обучению предполагает, что во время оного будет учитываться как своеобразие ребенка, так и воспитательные, образовательные цели родителей. Для одних родителей важнее умственное и познавательное развитие. Для других в большей степени важно ориентироваться на развитие творческих талантов малыша. Третьи видят цель образования в обучении ребенка самостоятельно искать решение проблемам, чтобы он стремился к достижению намеченных целей. Родители любого ребенка должны время от времени обращаться за помощью к компетентному педагогу, психологу, логопеду, чтобы определить сильные и слабые стороны развития ребенка, построить индивидуальную траекторию его развития. Специалисты помогут определить возможности ребенка на данном этапе, оценить его задатки, выявить интересы, и построить прогноз развития на ближайшее время, с четкими рекомендациями о том, как и в какой форме, а также насколько интенсивно нужно вести развивающую работу.

Всему свое время

Что же все-таки выбрать – домашнее обучение и репетиторов или детский сад? Как сочетать все возможности различных форм обучения и воспитания? Скорее всего, у каждых родителей имеется свое четкое представление о том, как они хотят обучать ребенка. При этом большинство из нас основывается в первую очередь на имеющемся опыте, который оставили воспоминания о школьных годах. У кого-то этот опыт позитивный, а у кого-то негативный. Многое зависит также от финансовых возможностей семьи, которая может позволить себе дать ребенку приличное, то есть дорогое образование. Но при других равных условиях можно выделить некие общие возрастные особенности в организации обучения ребенка, которые следует учитывать, выстраивая индивидуальный план развития ребенка. В одном возрасте ребенок нуждается в одной форме общения и обучения, а в другом возрасте – в другой, все это следует учитывать, организовывая развивающую среду. Наилучшие результаты можно получить только от гибкого и гармоничного сочетания развивающих возможностей семьи и усилий хороших педагогов. Обучение и воспитание ребенка следует начинать с рождения. С первых дней жизни, общаясь с близкими младенец учится – смотреть и видеть, слышать и слушать, сосредотачиваться и быть внимательным, просить помощи, а также действовать самостоятельно. В младенчестве складывается как стиль взаимоотношений с окружающими, так и стиль интеллектуальной активности малыша, которая впоследствии влияет на следующие успехи ребенка в учебе. Младенцу очень важно иметь близкие отношения с мамой. Ведь именно мама и общение с ней являются источником новых впечатлений, интересов и сил, позволяющих исследовать этот мир. В младенчестве любое взаимодействие с малышом можно рассматривать как развивающее занятие. Образование в этом возрасте реализуется посредством организации развивающей среды и общения со взрослыми. Участие профессионального педагога в это время не нужно или может ограничиться консультациями по созданию игровой развивающей среды, выборе игрушек для ребенка и организации режима дня. Ребенок растет и его возможности расширяются, внимательные родители замечают, как быстро малыш схватывает новое. Быстрый темп развития часто завораживает. Маленькие ребятишки поражают воображение взрослых собственными способностями – в два года уже можно судить о большинстве задатков малыша. Многие мамы и папы хотят использовать момент, начав систематическое обучение ребенка. Тем более, что в силу целого ряда факторов в 1,5-2,5 года обучение ребенка достаточно благоприятно. В это время можно начать осваивать новые языки, учить цвета и оттенки, звуки музыки. Но в отличие от школьников и взрослых дети в этом возрасте не стремятся учиться и делать правильно. Дети просто запоминают. Если вы начнете ограничивать активность, требовать аккуратности и внимательности к тому, что делают взрослые, то это может привести к буре возмущений у ребенка – ведь взрослые мешают ему действовать так, как ему хочется! При занятиях с малышами всегда надо помнить о том, что интеллектуальные возможности ребенка намного опережают его возможности управлять собственным поведением, поэтому «несобранность» двухлетних детей следует принимать как данность. Обучать ребенка в этом возрасте можно только через игру.

Поместив ребенка даже в самые замечательные ясли, с идеальными педагогами и чудесной развивающей средой, вы все равно надолго отрываете ребенка от матери, что часто становится очень тяжелым стрессом, последствия которого будут сказывать многие годы, мешая крохе не только строить отношения с окружающими, но и хорошо учиться. Поэтому воспитание и обучение ребенка в этом возрасте вне семьи вряд ли можно рассматривать в виде благоприятного варианта. Организовать регулярные занятия с ребенком в стенах дома сложно, но можно.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

543221

Как сильно ваш ребенок привязан к своей любимой игрушке?
Загрузка ... Загрузка ...
Комментарии
  1. Ксения   10:43 · 4 февраля 2012  

    У нас с воспитанием тяжело! Мало того, что нам будет скоро пять и нас поместили в группу с детьми трёх лет, он просто морально никак не развивается, так ещё и он у нас парень с характером, без битья просто не обходится! Очень ленивый, не хочет ни читать, ни учить, в общем ведёт свой образ жизни!

  2. Анастасия   18:35 · 31 января 2012  

    Конечно же детский сад. Ребёнок — это прежде всего личность, и не нужно пытаться сделать из него тепличное растение! Ему необходимо общение не только с домашними, но и со сверстниками. психологи могут потребоваться в случае адаптации ребёнка к школе. Честно, я вообще против психологов. Не всех конечно. Важно также посещать спортивные секции, интелектуальные. Возможно, прочитав мой комментарий, многие со мной не согласятся, но я говорю о своём небольшом опыте. А на самом деле и ситуации у всех разные, и дети у всех индивидуальные личности!!!!

  3. [email protected]   07:03 · 26 января 2012  

    Согласна с Олей,что «современная система образования…дает ребенку возможность пройти социальную адаптацию. А это очень важно для построения дальнейшей жизни.» Пощение садика всё же предпочтительнее.В более старшем возрасте ребёнку влиться в социуми построить там отношения с людьми будет гораздо сложнее.

  4. Оля   08:30 · 24 января 2012  

    Как бы не была плоха современная система образования, но она дает ребенку возможность пройти социальную адаптацию. А это очень важно для построения дальнейшей жизни.

Написать комментарий

Ваш E-mail не публикуется.

Можно использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>





Задайте вопрос

Ваш вопрос будет опубликован на сайте в разделе «Нас спрашивают». Когда на вопрос поступит ответ вы получите уведомление по электронной почте.

В дальнейшем, если вы захотите задать уточняющий вопрос или ответить нашему педиатру, вы сможете оставить комментарий к соотвествующей записи на сайте.

Ваш вопрос кратко, в нескольких словах

Ваш вопрос в подробностях

Кот и Кит. Войти на сайт

  

Регистрация на сайте

На этот E-mail вам будет выслан пароль

Введите секретный код

  

Напомнить пароль

E-mail, который вы использовали при регистрации на сайте